Музеи во время войны

Музеи в годы войны: как спасали культурное наследие

Война всегда несёт разрушения, но даже в самые тяжёлые времена люди стремятся сохранить искусство и историю. Во время Второй мировой войны музеи по всему миру оказались под угрозой: коллекции вывозили, прятали и даже уничтожали. Однако благодаря героическим усилиям музейных работников и добровольцев многие шедевры удалось спасти.

Как Лувр ускользнул от нацистов

Когда в 1940 году нацисты начали наступление на Францию, директор Лувра Жак Жожар организовал эвакуацию музейных ценностей. Тысячи картин, скульптур и артефактов были тайно вывезены на юг страны.

Первыми покинули Париж главные шедевры, включая «Мону Лизу» Леонардо да Винчи, которую перевозили в разных местах, чтобы избежать обнаружения. Всего из Лувра вывезли более 3 000 произведений искусства. Оккупанты так и не смогли завладеть коллекцией, поскольку местонахождение ценностей держалось в секрете.

Подвиг сотрудников Эрмитажа

В 1941 году, когда началась блокада Ленинграда, сотрудники Эрмитажа начали срочную эвакуацию коллекции. Более миллиона экспонатов были отправлены в глубокий тыл, в Свердловск.

Картины, скульптуры, драгоценности и рукописи тщательно упаковывали и перевозили в условиях строгой секретности. Те сотрудники, кто остался в осаждённом городе, продолжали работать в пустых залах музея. Они проводили экскурсии по «невидимым» экспонатам и спасали здания Эрмитажа от разрушения. После снятия блокады коллекция вернулась, и к 1945 году музей снова открыл свои двери.

Дрезденская галерея и поиски похищенных шедевров

Во время Второй мировой войны Дрезденская картинная галерея подверглась бомбардировке, и её бесценные произведения оказались под угрозой. Часть коллекции, включая знаменитую «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, была спрятана в шахтах Саксонии.

После войны многие произведения искусства обнаружили советские войска и вывезли в СССР. В 1955 году большая часть коллекции была возвращена в Германию, но некоторые картины до сих пор числятся пропавшими.

Тайные хранилища Альтаусзее

В 1943 году союзники создали специальную группу Monuments, Fine Arts, and Archives (MFAA), известную как «Охотники за сокровищами». Их задачей было находить и возвращать украденные нацистами произведения искусства.

Одним из крупнейших хранилищ, обнаруженных после войны, оказались соляные шахты Альтаусзее в Австрии. Там хранились тысячи картин, включая работы Рафаэля, Вермеера и Рембрандта. Если бы война затянулась, нацисты планировали уничтожить эти шедевры, но союзники успели предотвратить катастрофу.

Как Варшава прятала своё наследие

Польша стала одной из главных жертв культурного грабежа. Во время Второй мировой войны немцы уничтожили или вывезли более 500 000 произведений искусства.

Сотрудники Национального музея Варшавы замуровывали картины в стены, создавая тайные хранилища. Некоторые ценности, включая королевские регалии, удалось переправить в Великобританию. Однако многие артефакты были уничтожены: немцы сжигали полотна прямо во дворе музея. После войны Польша начала кампанию по возвращению утраченного, но многие произведения до сих пор не найдены.

Секретные хранилища Ватикана

В 1943 году Ватикан, обладая одной из крупнейших коллекций искусства, начал подготовку к возможному нападению. Папа Пий XII приказал спрятать наиболее ценные реликвии в подземных хранилищах.

Некоторые древние рукописи и артефакты были перевезены в загородные монастыри. Ватикан сумел избежать оккупации, и его коллекции остались нетронутыми, но страх потери культурного наследия оставался очень высок.

Как война изменила музеи

После войны музеи начали пересматривать свои подходы к защите коллекций. Во многих странах появились подземные хранилища, экспонаты стали активно оцифровывать, а на международном уровне были подписаны соглашения, защищающие культурное наследие во время конфликтов.

Работа по поиску утраченных ценностей продолжается до сих пор. Многие произведения искусства, похищенные в военные годы, по-прежнему скрываются в частных коллекциях или считаются утраченными.